Брендинг в Японии
19 апреля 2022
Помните пестрящую виртуальную рекламу и вывески в фильмах Бегущий по лезвию или Призрак в доспехах? Все эти фантастические миры были вдохновлены эстетикой урбанистической Азии: Гонконг, Пекин и, конечно же, Токио.

Мир брендинга Японии всегда опережал западные тренды на десять шагов вперед. Почему бы нам не отправиться на экспресс-экскурсию в творчество японских маркетологов? Приобщимся к этому эпатажному миру брендинга, что-то усвоим для себя, а от чего-то сильно удивимся.

Поехали.
автор: Арсений Михайловский
иллюстратор: Саша по графу
Культура маскотов
В Японии крайне популярным атрибутом брендинга являются маскоты. Это милые, забавные и добродушные персонажи. Даже само их название юру куяре на языке оригинала означает «мягкий персонаж».
Маскоты есть не только у популярных и не очень брендов, но даже у целых префектур и государственных учреждений. Буквально у каждого важного атрибута японцев есть свое милое отражение в реальной жизни.
Вот, например, Домо Кун — один из старичков мира японских маскотов. Он был создан в 1988 году и представлял телевизионный канал NHK.
А это Кумамон. Он был создан для привлечения новых туристов в префектуру Кумамото. А еще этого осатанелого медвежонка вы могли видеть в качестве героев множества мемов.
В Японии есть даже фестивали и соревнования между маскотами. Сама идея создать аватара для своего проекта — отличный способ сблизиться с аудиторией и подчеркнуть характер бренда. Берите на вооружение. Мы вот давно используем данный подход в работе с самыми разными проектами.
Домо Кун
Кумамон
Пять героев, среди которых каждый отражает важный аспект центра детского развития и направления обучения.

Маскоты отражают одно из ассортиментных направлений бренда. Также девушки могут сообщать как общую информацию, так и конкретную, связанную с одним из аспектов ресторана
Milmo
Центр детского развития
Sai thai banzai
Азиатская еда
Реклама
Японцы — трудолюбивый народ, который живет в нескончаемом движении. Сложно представить, что может привлечь внимание уставшего работника стандартного японского офиса. Но у маркетологов Токио это получилось!
Эпатажная реклама, яркие образы, фетиш и безумие — ключевые слагаемые японской рекламы. Японцы крайне ценят простые бытовые вещи: поход по магазинам, посиделки с друзьями, перекус лапшой быстрого приготовления. Поэтому в японской рекламе можно заметить, как самые простые вещи предстают в необычном и ироничном ключе.
Вот, например, реклама лапши Nissin.
Трудно представить, но это не эпическое аниме, а лишь реклама японского ломбарда. Японцы любят гиперболизировать самые простые вещи.
В постоянной суете каждому хочется отвлечься от реального мира. Поэтому в японской рекламе преобладают фэнтезийные, сказочные и ироничные мотивы. Это эскапизм в чистом виде, которого так не хватает человеку 21 века. Экстраординарные рекламные ролики — повод отвлечься от реального мира? Да, в Стране восходящего солнца все вверх дном. И это круто.
Наружка
Особое внимание японцы уделяют и наружной рекламе. Нет, это не простые OLED вывески и билборды, в Стране восходящего солнца — это искусство. Гигантские 3D инсталляции рушат четвертую стену между брендом и аудиторией, что поистине завораживает.
Кажется, что наружная реклама в мегаполисах встречается на каждом углу и в огромном количестве. Но она не превращается в белый шум, а наоборот, создает уникальный и аутентичный образ современной Японии.
Вот гигантский котейка ведет неравную борьбу с роботом-пылесосом день и ночь напролет.
А вот креативный ролик с гигантскими кроссовками NIKE.
Графический дизайн
Если ты когда-нибудь увлекался фотографией, то точно слышал о Nikon. Логотип для бренда фотокамер разработал японский графический дизайнер Юсаку Камэкура. Он же и разработал дизайн олимпийских игр Токио 1964.
Юсаки Камэкура
А вот работы дизайнера Ёсикадзу Эбису, вдохновленные японской мангой. Немного вульгарно, но, согласитесь, и забавно одновременно. На самом деле, многие рекламные и маркетинговые материалы отсылают к японской анимации, которая стала неотъемлемой частью жизни японского обывателя.
Ёсикадзу Эбису
Шун Сасаки отличился пристрастием к массивной типографике. В его представлении и без того оригинальные японские иероглифы обретают новый крутой образ.
Шун Сасаки
Что касается дизайна упаковки? Не сказать, что в Японии повсеместно придерживаются необычного форм-фактора или исключительных визуальных решений. Но все же найти крутые примеры можно.
Вот, например, упаковка мандаринов Mikanz.
Япония страна контрастов, поэтому на полке можно увидеть как радугу пестрых напитков, сладостей и снеков (с маскотами, куда ж без них)...
…так и суперминималистичные и лаконичные дизайны.
А если тебе было лень читать, то пробегись по верхам: